Чего ожидать в отношениях США и Узбекистана при Джо Байдене

С приходом новой администрации во главе с Джо Байденом серьезных изменений в отношениях стран быть не должно. За последнее время Узбекистан улучшил свой международный имидж, о чем свидетельствует отмена поправки Джексона-Вэника, а также исключение из списка стран, вызывающих беспокойство с защитой прав человека и религиозной свободой. Наша страна достигла прогресса в этих вопросах, поэтому новая администрация должна сохранить курс на развитие сотрудничества со странами Центральной Азии.
Директор негосударственного научного учреждения «Караван знаний»

Центральноазиатская политика Трампа

Добавлю, что Дональд Трамп добился успехов в этом направлении. При нем была объявлена новая стратегия США в регионе, а формат С5+1 проявил больший динамизм. Также, он принял Шавката Мирзиёева и по результатам встречи обе стороны заявили о новом этапе стратегического партнерства. Оно включало в себя широкий спектр задач по укреплению независимости, привлечению инвестиций, помощи в рыночных реформах и укреплению регионального сотрудничества и безопасности.

Китайский фактор

Если говорить о столкновении интересов Пекина и Вашингтона в Центральной Азии, то Китай — постоянный фактор в глобальной стратегии США, как и перманентная концепция по его сдерживанию. И вся история американо-китайских отношений показывает, что между великими державами всегда будет сохраняться соперничество.

При республиканцах, особенно при Трампе, США были сосредоточены на внутренней политике. Байден уже отменил некоторые его решения, касавшиеся участия США в международных договорах, так он восстановил членство страны во Всемирной организации здравоохранения.

Строгий внешнеполитический курс

Несмотря на пандемию, жизнь в Узбекистане постепенно возвращается в прежнее русло. Думаю, что экономические и политические связи с США будут активизированы. На это указывает тот факт, что в конце прошлого года делегация МИД нашей страны посетила Вашингтон, где механизм двусторонних консультаций был преобразован в Диалог стратегического партнерства, а это более высокий уровень взаимоотношений.

Нет сомнений, что будет продолжено сотрудничество с США в рамках С5+1 и Диалога стратегического партнерства. Кроме этого внимание Вашингтона к региону будет приковано еще и из-за ситуации в Афганистане, где сохраняется военное присутствие американцев. И, как мы знаем, Узбекистан активизировал свою политику в отношении Кабула, в связи с этим контакты Ташкента с Вашингтоном на афганском направлении будут продолжены.

Возможно, что в этом году будет сделан новый и решительный шаг по вступлению Узбекистана в ВТО и поддержка США в этом деле будет необходимой. Не стоит забывать о важном вопросе, который актуален для Ташкента в контексте геополитической игры мировых держав в Центральной Азии — не форсировать вступление Узбекистана в Евразийский экономический союз.

Критическое отношение Вашингтона к этой организации ставит Ташкент перед необходимостью выработки более строгого курса, основанного на национальных интересах. Думаю, именно такое решение может быть поддержано Вашингтоном при новой администрации.

Материалы по теме