Перспективы развития электронной коммерции в Центральной Азии: последствия пандемии

Опубликовано

Структура экономик Центральноазиатских стран претерпела ряд трансформаций в результате глобальной пандемии. Несмотря на ряд недостатков и несовершенств, кризис раскрыл возможности для дальнейшего роста. Стоит отметить сектор электронной коммерции (e-commerce), который на сегодня представляет одну из наиболее стремительно развивающихся и перспективных сфер, способных в кратчайшие сроки сократить экономический разрыв между странами, открыть новые рынки сбыта и улучшить положение малых и средних предприятий (МСП).

Сегодня рынок электронной коммерции почти неузнаваем по сравнению с тем, как он выглядел чуть больше года назад. Во всем мире пандемия привела к тому, что онлайн-торговля оказалась в центре внимания и стала необходимостью для большинства игроков рынка. Глобальный кризис не только перекроил традиционные паттерны ритейла, но стал толчком для трансформации многих секторов, поставив цифровизацию во главу угла. Закономерно и ускорение распространения и роста электронной коммерции в таких странах Центральной Азии, как Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан.

Государственная поддержка e-commerce

Во всех странах Центральной Азии для дальнейшего развития рынка электронной коммерции необходимо совершенствование мер государственного регулирования и улучшения инфраструктуры электронной коммерции как для импорта, так и для экспорта. В Узбекистане собираются делать ставку на развитие рынка электронной коммерции, определяя его как один из драйверов экономики. Благодаря грантовому проекту Европейского союза, Агентство продвижения экспорта при министерстве инвестиций и внешней торговли занялось разработкой Национальной стратегии развития электронной коммерции в РУ. Данный шаг проходит в рамках широкомасштабных реформ, в том числе в сфере информационных технологий и электронной коммерции, для повышения производительности и улучшения конкурентоспособности в различных секторах экономики Узбекистана.

В то же время, в Казахстане продолжают поддерживать и развивать электронную коммерцию на государственном уровне. Так, в министерстве торговли и интеграции РК выделяют: «стимулирование электронной торговли и обучение малого и среднего бизнеса»; «развитие службы доставки и логистических сервисов»; а также «развитие онлайн-трансграничной торговли» как три ключевых инструмента развития e-commerce.

В Таджикистане в этом году был создан Совет по развитию электронной коммерции при Торгово-промышленной палате (ТПП), ставшей платформой для обсуждения развития электронной торговли в стране. Вдохновившись успехами других стран региона, правительство приняло ряд нормативных актов в секторе онлайн-торговли, а также продолжило разработку проекта Закона РТ «Об электронной торговле». Разрабатываемый проект Национальной Стратегии развития электронной торговли также может послужить толчком к дальнейшему развитию.

По данным Международного делового совета (МДС) одним из основных препятствий в развитии цифровой экономики в Кыргызской Республике является малое развитие широкой инфраструктуры для ИКТ, доступа к высокоскоростному интернету. Для улучшения ситуации МДС призывает кабинет министров страны принять Закон КР «Об электронной коммерции», создать комплекс мер, стимулирующих переход предпринимателей на электронную коммерцию, а также внедрить комплексную программу обучения цифровой грамотности, повышения компетенции не только госслужащих всех рангов, но и представителей бизнеса.

Согласно аналитической записке Института ЦАРЭС «Нормативно-правовая база для развития электронной коммерции в ЦАРЭС», страны Центральной Азии находятся на пути к созданию работоспособного законодательства и регулирования электронной коммерции. Создание специальной межведомственной группы с представителями частного сектора, координация юридических экспертиз в правительстве и другие инициативы на государственном уровне необходимы для регулирования и стабильного развития электронной коммерции. 

Постковидное состояние и перспективы развития e-commerce

Изучению постковидного экономического восстановления в Центральноазиатском регионе была посвящена исследовательская конференция Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС), прошедшая виртуально весной этого года. Актуальной темой стала перспектива развития сферы электронной коммерции в Центральной Азии, как одной из наиболее стремительно развивающихся и перспективных индустрий.

По уровню развития электронной коммерции Казахстан значительно опережает соседей, благодаря относительно развитой законодательной системе, открытости международным инвестициям, равной защите прав и законных интересов потребителей, ставших принципами торговли в течение нескольких лет, предшествовавших пандемии. Однако, Узбекистан также предпринимает усилия по ускоренному развитию этой отрасли, предлагая компаниям, задействованным в этом секторе более выгодные условия ведения бизнеса. Главный научный сотрудник Центра налоговой политики Института финансовых исследований РФ Николай Милоголов, один из участников исследовательской конференции Института ЦАРЭС приводит положительный пример Узбекистана, где электронная торговля включает не только товары (как в Казахстане), но и услуги. Кроме того, в Узбекистане также установлен более низкий порог доли дохода от электронной коммерции в общем доходе – 80%, в то время как порог в Казахстане составляет 90%. Это сделано с целью создания прав для бизнеса на особые налоговые условия.

Согласно исследованию PWC, сегмент розничной электронной коммерции за 2020 год в Казахстане вырос на 93%, а также увеличились продажи в местной валюте. Пост карантинное время в целом характеризуется увеличением сумм продаж на 65%. Стоит отметить, что Милоголов указывает на то, что налоговая система Узбекистана была введена через два года после системы Казахстана, что может указывать на то, что существует международная налоговая конкуренция между двумя странами в Центральной Азии. По данным российского исследователя, контекст пандемии прошлого года подтолкнула узбекистанский малый бизнес к внедрению е-торговли. Более удручающее положение у Кыргызстана, Туркменистана и Таджикистана, где законодательная база и налоговая система менее развиты и создают препятствия для более активного развития электронной коммерции.

Ситуация с развитием электронного правительства в Центральной Азии пока что оставляет желать лучшего. Фаррух Хакимов и Шавкат Алимбеков из Центра стратегии развития Узбекистана, участники и авторы конференции Института ЦАРЭС отмечают неудовлетворительную инфраструктуру информационно-комуникационных технологий (ИКТ), дорогостоящий доступ в интернет, низкую цифровую грамотность граждан как общие препятствия на пути к цифровизации в странах региона.

Будущее e-commerce

Положительные примеры Узбекистана и Казахстана могут быть взяты на вооружение другими республиками, учитывая местный опыт и особенности рынка. В своем исследовании Милоголов указывает введение налога на цифровые услуги на основе гармонизированной региональной модели как оптимальный шаг для нахождения баланса между целями мобилизации необходимых налоговых поступлений для финансирования восстановления после пандемии и созданием простых и определенных условий для иностранных цифровых платформ, работающих внутри этих экономик. Кроме того, привлечение иностранных платформ в местную экономику Центральноазиатских стран имеет решающее значение для цифровой трансформации МСП и может частично компенсировать их потери из-за ограничений COVID-19.

Согласно исследованию Института ЦАРЭС «Развитие электронной коммерции в странах ЦАРЭС: текущее состояние и проблемы развития ее инфраструктуры», успешная электронная коммерция требует наличия и интеграции таких компонентов инфраструктуры, как запуск сетей 5G, повышение цифровой грамотности и качества логистики, расширение финансовой доступности и увеличение скорости платежей, разработка стратегии электронной коммерции. По утверждению Хакимова и Алимбекова инвестиции в цифровую инфраструктуру, технологии и услуги не только помогут Центральноазиатским странам подготовиться к будущим кризисам, но и определят пути ускорения инклюзивного роста. Также авторы конференции Института ЦАРЭС отмечают расширение доступа к недорогим интернет-соединениям и обеспечение безопасности данных и вычислительной инфраструктуры как основные цифровые инструменты, способствующие развитию государственных электронных платформ, цифровых финансовых услуг, цифровых навыков и новых инновационных бизнес-моделей во всех секторах.

Для дальнейшего успешного развития электронной коммерции в странах Центральной Азии, необходимо понимание и взаимодействие между всеми заинтересованными сторонами, начиная от государственных чиновников, игроков частного сектора и заканчивая потребителем. Как отмечают исследователи Института ЦАРЭС, в странах Центральной Азии существует значительный потенциал для дальнейшего успешного развития электронной коммерции. И время пандемии показало возможности для роста. Необходимые меры экономической политики и стратегии для улучшения внутренней и трансграничной электронной коммерции и содействия цифровой торговле могут быть разработаны государственными органами с помощью частного сектора и партнеров по развитию, таких как в рамках Программы ЦАРЭС и Программы ЮНКТАД «Электронная торговля для всех».

Об институте ЦАРЭС

CAREC Institute — Институт Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЭС) — это межправительственная организация, совместно управляемая 11 странами-членами — Афганистана, Азербайджана, Китайской Народной Республики (КНР), Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Монголии, Пакистана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана — со статусом международной организации в КНР, занимающаяся продвижением экономического сотрудничества между членами ЦАРЭС посредством исследований, наращивания потенциала, информационно-разъяснительной работой и партнерства.

PR-материал.

Читайте также