Как введение евраза или алтына может повлиять на ВВП в ЕАЭС

Опубликовано (обновлено )
Роль нацвалют в международных расчетах обсудили на площадке Евразийского банка развития

С 2013 по 2019 год доля нацвалют при расчетах внутри ЕАЭС выросла с 63 до 74%, за первое полугодие 2020 года показатель составил 73%. Увеличение отчасти связано с возросшими внешними рисками в условиях санкций против России.

Об этом говорится в аналитическом докладе Евразийского банка развития «Повышение роли нацвалют ЕАЭС в международных расчетах», опубликованного на сайте ЕАБР 28 января 2021 года. После публикации отчета на онлайн-площадке ЕАБР прошел семинар на эту тему.

Согласно статистике Евразийской экономической комиссии, расчеты при взаимном товарообороте в ЕАЭС по итогам 2019 года в 72% объема производились в российских рублях, 19% – в долларах, в 7% – в евро, в 2% – в других валютах. В сравнении с 2015 годом ситуация изменилась – тогда доллар занимал долю 25%. В течение пяти лет его потерянные позиции были замещены нацвалютами. Эксперты ЕАБР считают это значительным успехом, результатом политики интеграции Союза.

«Главная задача дедолларизации – это уход от рисков, вторая цель – это интернационализация нацвалют. В последние несколько лет рубль был и остается доминирующей расчетной валютой в ЕАЭС. Если в 2015 году его доля во взаиморасчетах составляла 68%, в 2016 году поднималась до 75%», – прокомментировал в рамках доклада главный экономист Евразийского банка развития и Евразийского фонда стабилизации и развития Евгений Винокуров.

В валютной структуре торговли между Казахстаном и Россией рубль занимает долю 63%, доллар – 28%. Со странами вне ЕАЭС Казахстан производит расчеты в основном в долларах (82%).

По данным начальника отдела макроэкономического анализа и статистики проектного блока Евразийского фонда стабилизации и развития Натальи Лавровой, присутствие тенге в торговле со странами ЕАЭС значительно меньше, но прогресс в продвижении казахстанской нацвалюты все же есть.

«Доля тенге в торговле Казахстана с Россией с 2013 по 2019 год увеличилась с 2 до 5%, а в первом полугодии 2020 года показала мощный рывок – выросла до 8%. Мы видим поступательные шаги в продвижении данной валюты», – отметила Наталья Лаврова.

Процесс дедолларизации группы стран ЕАЭС проходит пока только на уровне внутренней торговли. Это подтверждают статистические данные ЕЭК. Доля нацвалют во внешней торговле ЕАЭС с остальным странами на протяжении последних семи лет практически не изменялась и составляла 23-24% (импорт) и 8-9% (экспорт). По словам Натальи Лавровой, обобщенных статистических данных за 2020 год пока нет, но то, что «доля доллара в мировой торговле в 2020 года снизилась и частично была замещена евро, является практически подтвержденным фактом».

«Да, дедолларизация хоть и происходит, но происходит медленно. Это связано с высокой долей экспорта из стран ЕАЭС углеводородов, которые являются биржевыми товарами, и расчеты по ним проходят исключительно в долларах. Объем торговых сделок в американской валюте будет снижаться, когда начнется сокращение доли экспорта товаров топливно-энергетического сектора из Союза в третьи страны», – объяснила один из авторов доклада Наталья Лаврова.

Статданные показывают, что в экспорте товаров ЕАЭС в остальные страны мира минеральное топливо занимает 64%, промышленные товары – 10%, химические вещества – 5%, пищевые продукты – 4%.

По словам Евгения Винокурова, одним из основных способов укрепления роли нацвалют является необходимость диверсификации структуры экспорта стран ЕАЭС. Чем меньшую долю в общей корзине будут занимать нефть и газ, тем больше участники торговых связей будут склонны использовать в расчетах национальные валюты партнеров.

При обсуждении доклада авторы ответили на вопрос о создании единой валюты в ЕАЭС. Евгений Винокуров сообщил, что на основании исследований, проведенных ЕАБР и Евразийского фонда стабилизации и развития, эксперты данных организаций пришли к выводу, что «введение  условного евраза или алтына дало бы негативные эффекты на динамику ВВП. В дальнейшем к этой теме можно было бы вернуться, когда будут реализованы несколько важных экономических факторов (улучшение внутренней стабильности, наращивание торговли, взаимных инвестиций, унификация валютных рынков, скоординированность подходов денежно-кредитной политики и другие). На ближайшую декаду данный вопрос на повестке дня не стоит».

Ранее Kursiv Казахстан писал о предложении президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева об увеличении доли нацвалюты во взаимных расчетах со странами ШОС.

Читайте также