Как узбекские стартапы привлекают зарубежный капитал

Опубликовано (обновлено )
И на что тратятся инвестиции

Этим летом узбекистанский IT-park открыл свое первое представительство в США. Главная цель филиала — привлечение иностранных инвестиций и популяризация специалистов. В первом полугодии 2020 года общий объем экспорта резидентов узбекского IT-park составил более $6 млн. Интерес к местному рынку IT зарубежные инвесторы проявляют не первый год. В самом Узбекистане уже есть ряд успешных стартапов, которые получили финансирование на реализацию своих идей. 

Идеи для моды

Узбекистанский проект BILLZ был основан в 2017 году. Стартап занимается разработкой решений в сфере автоматизации торговли как онлайн, так и оффлайн. По данным компании, их продуктом сегодня пользуются более 400 магазинов по всей республике. Основной аудиторией являются магазины fashion retail. 

На начальном этапе три основателя стартапа – Рустам Хамдамов, Джахонгир Нарзуллаев и Вадим Захарьян вложили в проект по $50 тыс. (сейчас рыночная капитализация компании составляет $765 тыс.).

Через некоторое время стартап вышел на британский фонд Sturgeon Capital. Переговоры по подписанию длились более восьми месяцев, но в итоге финтехпроект смог привлечь от фонда $150 тыс. Изначально британский Sturgeon Capital предлагал вложить $500 тыс., но на том этапе освоить такую сумму было невозможно, отметили в компании. 

«В первую очередь, привлеченные инвестиции мы вложили в наем новых кадров. По сути, сейчас все траты направлены на улучшение скорости и качества обслуживания», — отметил Рустам Хамдамов. 

DSC_0006.JPG

(Рустам Хамдамов

По его словам, сейчас BILLZ все еще находится в процессе разработки. Доходы у компании сильно поднялись, но она пока не вышла на самоокупаемость. Sturgeon Capital владеет 20% акций от проекта BILLZ, остальные 80% — разделены между тремя основателями. 

«Нам не нужны были инвестиции, но из-за закрытия магазинов по причине коронавируса денежные поступления в компанию значительно сократились», — рассказал фаундер BILLZ. 

Однако коронавирус смог открыть некоторые возможности для компании. Основатель BILLZ рассказывает, что они стали получать больше заявок на создание интернет-сайтов и Telegram-ботов, так как предпринимателям приходилось расширять возможности онлайн-продаж. 

За IPO в Казахстан 

Первое программное обеспечение другого узбекского стартапа KPI.com вышло на рынок в 2012 году. Это технопродукт, который позволяет следить за учетом, продажами и работой кадров на предприятии. По всему миру kpi.com пользуются компании в 40 странах. Большая часть клиентов, порядка 60% находятся в ОАЭ, Саудовской Аравии, Омане и других странах Персидского залива. Сейчас клиентская база KPI.com составляет более 1 тыc. компаний и 45 тыс. пользователей по всему миру. 

Основатель стартапа Музаффар Карабаев впервые открыл свой бизнес в Лондоне. Как рассказывает сам фаундер, в Англии на ранней стадии развития венчурные инвесторы предлагали порядка 900 тыс. фунтов стерлингов ($1,2 млн по курсу того года) за 30% доли компании, но сделка не состоялась, так как инвестиции подразумевали полный перенос бизнеса из Ташкента в Лондон. 

«После смены власти в политике государства прослеживается четкий курс на цифровизацию, что коррелирует с деятельностью крупных игроков. Рынок является менее конкурентным и финансово привлекательным с населением более 32 млн», — отметил Карабаев. 

Основной доход KPI.com поступает от ежемесячной или ежегодной подписки, оплаты за внедрение продукта и кастомизации (разработки дополнительных функций, модулей по запросу клиента). Популярность этой модели ежегодно растет. За последние несколько лет KPI стабильно увеличивает выручку по 15%-20% в год. По оценкам самой компании, такая тенденция сохранится и в ближайшем времени. 

20229064_1874056975954865_3140998639564122815_n.jpg

(Команда KPI.com)

Компания вышла на уровень безубыточности три года назад, но для последующего развития им нужны дополнительные инвестиции. 

«Пока обходимся собственными ресурсами, но планируем в этом году привлечь внешнее финансирование. Думаем о частном размещении и о проведении IPO в Узбекистане или на рынках СНГ, например в Казахстане», — подчеркнул соучредитель проекта.

Средства предприятию нужны для того, чтобы освоить региональный рынок Узбекистана. Полностью обосновавшись в РУз, компания планирует выйти на территории центральноазиатских стран, а затем в Россию, Украину и Беларусь.

Продать подороже

Узбекский Payme сегодня один из ведущих поставщиков платежных услуг в республике, который обслуживает несколько миллионов клиентов.

В 2014 году в компании работало четыре человека, которые занимались разработкой приложения. В проект было инвестировано $150 тыс. 

IMG_1854.JPG

Уже в конце 2018 года валовые активы Payme составляли $700 тыс., а общая выручка и прибыль до налогообложения за полный год — $1,6 млн. Впоследствии компания продала 51% своей доли грузинскому TBC банку за $5,5 млн. Средства от продажи в Payme решили реинвестировать в развитие проекта. После этого за 2019 год предприятие выросло на 84% и заработало чистыми $2,7 млн. Теперь же, по данным за второй квартал 2020 года, чистый доход Payme увеличился на 66,7%, достигнув $1,2 млн. 

«Растёт количество пользователей банковских карт, увеличивается безналичный расчёт, электронная коммерция, упрощаются условия конвертации, и в целом – деловая среда. Все эти реформы дают возможность развиваться нашему сервису», — отмечает заместитель генерального директора Payme Фаррух Нигматов

 

Деньги для экосистемы

По словам главного менеджера по инвестициям IT-park Саши Стерник, Узбекистан сейчас является «фронтирным» рынком и привлекает внимание возможных инвесторов. Однако законодательная база остается устаревшей. 

photo_2019-07-24_23-41-35.jpg

«Мы всегда стараемся лоббировать интересы стартапов – для нас важно, чтобы стартапы получали финансирование, так как это всегда дает дополнительный толчок всей экосистеме», — отметила в разговоре с «Курсивом» Саша Стерник. 

«К сожалению, инвестиций из-за рубежа в настоящее время все еще недостаточно, так как абсолютное большинство проектов находится на пре-сидовой стадии, и не имеют достаточно большой истории за плечами», — прокомментировала «Курсиву» Стерник. 

Напомним, больше всего стартапов в республике создается в сфере финансовых технологий (30%), в маркетплейсе (27%) и медтехнологиях (24%). Более свободным оказался рынок IT-решений в образовании, так как в этой сфере работают только 18% компаний. Среди ключевых проблем узбекских стартаперов – нехватка капитала, отсутствие интереса у крупных компаний и дефицит кадров.

Читайте также