S&P прогнозирует возможное замедление роста экспорта из ЦА в Китай

Опубликовано
Заместитель главного редактора
Из-за переориентации экономики КНР

По прогнозу S&P Global Ratings, рост потребления станет важнее для китайской экономики, чем увеличение инвестиций. Это изменение может замедлить рост экспорта стран Центральной Азии в КНР. Соответствующие данные опубликованы в новом обзоре организации.

Согласно прогнозу S&P, энергопотребление будет увеличиваться медленнее из-за перехода Китая от модели роста экономики за счет инвестиций к росту за счет потребления.

«По нашим оценкам, в случае переориентации китайской экономики рост экспорта из стран Центральной Азии замедлится, а разница в потенциальном размере экспорта между двумя моделями роста может составить от 10 до 15%»,- сказано в обзоре.

В S&P отмечают и возможный смягчающий фактор. КНР планирует достичь углеродной нейтральности к 2060 году. Этот план предусматривает более широкое использование газа как источника энергии (как минимум в среднесрочной перспективе), поскольку он оставляет менее значительный углеродный след в сравнении с углем.

«Таким образом, объемы импорта газа продолжат расти, что позитивно повлияет на экономику Туркменистана и в меньшей степени — Казахстана и Узбекистана. Поскольку Туркменистан и Узбекистан не имеют общей границы с Китаем, газ, вероятно, будет поступать через территории Кыргызстана и Таджикистана, что также поддержит экономику этих стран»,- сказано в сообщении.

Перенос производственных мощностей из Китая в ЦА, а также потенциальное увеличение спроса на потребительскую продукцию в Китае могут способствовать снижению негативных последствий переориентации китайской экономики, считают эксперты.

«В целом страны Центральной Азии много выиграли от интеграции в мировую экономику и налаживания экономических отношений с Китаем. Однако смена экономической модели Китая в сторону экономики, движимой потреблением, и планы по декарбонизации могут оказать как позитивное, так и негативное влияние на страны региона. Способность быстро адаптироваться к меняющемуся миру и сотрудничество как внутри региона, так и за его пределами, будет иметь решающее значение для стран Центральной Азии в ближайшие десятилетия»,- заключили эксперты.

Согласно данным Госкомстата Узбекистана, по итогам восьми месяцев 2021 года Китай занял первое место среди главных торговых партнеров республики. Товарооборот между двумя странами составил $4,8 млрд, что на 19,2% больше, чем за тот же период прошлого года.

Читайте также